Программное содержание: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России, о том, что его очень трудно вырастить. Закрепить знания детей о различиях города и села.
Наглядно-дидактический материал: Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи (или картинки, мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый и черный, хлебобулочные изделия.
Ход занятия:
Воспитатель: Вспомните, чем отличается город от деревни? 1,2 слайд
Дети: Разные дома, транспорт, труд людей.
Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?
Дети: Разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно. (Перед детьми выставляется несколько картин с изображением города и деревни. Воспитатель предлагает детям внимательно га рассмотреть.) Воспитатель: Вы видите много разных картин. Внимательно их рассмотрите, и попробуйте разделить картины на две группы по какому-то единому общему признаку.
(Дети делят картинки на те, что относятся к городу, и те, что относятся к деревне.)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (Ответ: хлеб.) 3 слайд
Воспитатель: А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый.
Воспитатель: Верно, молодцы! Вот сегодня мы с вами и поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это делают?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально). Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова: "хлеб" и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?
ребята давайте с вами посмотрим как выращивают хлеб.
4 слайдтрактор на поле распахивает землю.) Воспитатель: Куда мы пришли?
Дети: На поле.
Воспитатель: Что мы видим там?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая.
Воспитатель: Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: А можно сказать землепашец? Землю вспахали, а потом что делают в поле?
(Воспитатель демонстрирует картинку, где люди сеяли зерно.) Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля.
Воспитатель: -Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?
Дети: Самолет распыляет удобрение на поле.
Воспитатель: Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. (Демонстрация колосков злаковых.) Как выглядят эти растения, кто-нибудь видел? Я вам принесла эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Что можно сказать вот об этом колоске?
(Дети составляют рассказ-исследование по описанию колоска.)
Дети: Он длинный, тонкий, у него очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи тоже длинные.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он?
Дети: Колосок пшеницы короче, толще, усики короткие, а зернышки круглые.
Словарная дидактическая игра с мячом
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову "хлеб":
Назови ласково хлеб (хлебушек) .
Крошки хлеба какие? (хлебные) .
Квас из хлеба как называется? (хлебный) .
Прибор для резки хлеба (хлеборезка) .
Посуда для хлеба (хлебница) .
Кто выращивает хлеб? (хлебороб) .
Кто печет хлеб? (хлебопек) .
Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод) .
Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия) .
Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. И на поле выходят другие машины — комбайны. (Показ картины.) Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер (Повторяют индивидуально и хором.)
Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?
Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовую машину. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается мука. Воспитатель: Что можно испечь из муки? Как сказать двумя словами? Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные
изделия?
Дети: В булочной.
Дидактическая игра "Узнай на вкус"
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.)
Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий? Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать их по вкусу? (Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу.) Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей.)
Воспитатель: "Хлеб всему голова". Почему так говорят? Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно его выращивать, и поэтому вы, ребята, должны с уважением относиться к хлебу.